Исторически так сложилось, что по нашей территории проходил не только торговый путь из варяг в греки. Мы не по своей воле часто становились эпицентром различных батальных кампаний.
Начиная от набегов монголо-татарского ига, походов крестоносцев, заканчивая масштабными войнами с миллионными потерями. Сто лет назад, в ходе Первой мировой, Беларусь - это один сплошной фронт. Во время Второй мировой мы и вовсе потеряли каждого третьего жителя.
Понятно, что помимо страшных человеческих потерь, страна лишилась и многих архитектурных памятников. Десятки объектов превратились в руины. И только в современной Беларуси взялись за восстановление культурного наследия. Была разработана госпрограмма "Замки Беларуси", в ходе которой отреставрированы памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО – такие, как Несвижский и Мирский замки. И, несмотря на то, что официально проект завершен в 2018-м, государство продолжает выделять средства на восстановление достопримечательностей. Так, несколько лет подряд из фонда президента по поддержке культуры и искусства средства направляют на реставрацию Кревского замка, разрушенного в ходе Первой мировой. Елена Бормотова о том, как из руин воссоздают национальное достояние.
Консервация с реставрацией - на Кревском замке применяют сразу два метода восстановления архитектурного памятника. Замок, построенный на рубеже 13-го - 14-го веков, стал первым на наших землях каменным оборонительным сооружением с жилыми функциями. Так называемый замок-кастель. Одна из резиденций великого князя ВКЛ.
Павел Картавик, главный хранитель фондов Сморгонского историко-краеведческого музея: "Почему замок построили в Крево, для чего? С целью защиты его от набегов с запада, от тех рыцарей, которых мы называем общим словом крестоносцы. Как правило, это были представители Тевтонского ордена. Ливонский орден в 13 веке сюда еще не доходил".
Как замок выглядел сразу после сдачи - сегодня можно лишь предполагать. Ни чертежей, ни иных документальных источников с аутентичным изображением бастиона не сохранилось. Более ста лет Крево - это руины. И никто из ныне живущих не видел замок иным. Некоторые тайны древних строителей форпоста способны разгадать лишь археологи.
Выявленная кирпичная кладка будет открыта для экспонирования. Кроме того, в разное время в Кревском замке обнаружено несколько тысяч фрагментов с фресками византийской традиции.
Абсолютная редкость для исторической науки. Ведь только 7 объектов на территории Великого Княжества Литовского в 14 веке были с фресковой живописью. Крево стало восьмым.
Согласно законодательству, любые строительные работы, которые проходят на территории памятников историко-культурного наследия, должны сопровождаться археологическим надзором. Археологи помогают конструкторам, инженерам, архитекторам и реставраторам с информацией. Например, глубина залегания стен и их состояние. Часто данные, выявленные в ходе исследования, влияют на пересмотр проектного решения. Так, в этом сезоне пришлось дополнительно укреплять значительную часть фундаментов.
Петр Дриг, начальник мирского производственного участка Белреставрации: "Изначально проектом предусматривалось только 30 метров усиления стены с той стороны по 5 оси. А в результате этого нам пришлось и район контрфорса укреплять и с внутренней стороны также. В процессе работ у нас были выявлены значительные трещины, утраты стен, которые рассчитывали изначально, что они имеют какое-то заполнение, оказалось, песок".
Замок, в отличие от подобных бастионов, строился не на возвышенности, а на болотистой местности. Половина стен и вовсе была возведена на искусственно расширенной песчаной дюне.
Фундаменты стоят на не прочных грунтах, а на торфяниках. Поэтому их укрепляли буронабивными сваями - всего более 150. Камни, которые столетие лежали у подножия замка, реставраторами вновь вмонтированы в стены. По возможности сохраняют исторический кирпич. Его обрабатывают специальным составом, который предотвращает проникновение влаги. Кстати, специально для восстановления Крево был разработан спецраствор. Его цвет в точности повторяет аутентичный колер кладки. Состав - коммерческая тайна.